Санкт-Петербург:
- Новости
- Миграционные новости
Исследование проблем языковой и социокультурной адаптации детей-мигрантов в Ленинградской области
30-03-2016 21:00:00
С начала февраля по конец марта 2016 года на территории восьми районов Ленинградской области на средства федеральных субсидий Фондом социальной и экономической стабилизации (Фонд СиЭС) ЛО совместно с РОО Марийская НКА "ШИЙ КОРНО" и Фондом поддержки добровольного переселения соотечественников «ОРИЕНТИР» при поддержке Комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области был реализован Проект «Исследование проблем языковой и социокультурной адаптации детей-мигрантов в Ленинградской области».
Проект представлял собой масштабное социологическое исследование, состоящее из двух частей. Благодаря содействию и поддержке Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области было проведено анкетирование, в котором приняли участие 2221 учащийся общеобразовательных школ 7-8 классов из восьми районов Ленинградской области: Выборгского, Тосненского, Тихвинского, Гатчинского, Ломоносовского, Кировского, Кингисеппского и Всеволожского. Целью данного опроса стало выявление проблем адаптации и интеграции детей-мигрантов в языковое и социокультурное поле Ленинградской области. Анкетирование было анонимным и включало в себя 14 вопросов по социальной и культурной тематике. Кроме этого, в опросе приняли участие более тридцати экспертов: представители школ, муниципальных образований и органов управления миграционной политикой Ленинградской области. С помощью опроса данной группы респондентов выявлялись трудности работы с детьми-мигрантами и возможные пути их преодоления.
Результаты исследования показывают, что социальный профиль учащихся из семей жителей Ленинградской области и учащихся из семей мигрантов, обучающихся в школах Ленинградской области, приблизительно одинаковый. Дети проводят свободное время с друзьями, ходят в кружки и на секции, большинство учащихся из разных групп респондентов планируют поступать в высшие учебные заведения. То есть национальные различия не являются причиной ограничения у детей социальных контактов.
При этом стоит отметить, что миграционная нагрузка на общеобразовательные школы в разных районах Ленинградской области отличается. В ходе проведенного опроса на вышеперечисленных территориях больше всего учащихся-мигрантов из других стран оказалось в Тосненском, Всеволожском и Гатчинском районах Ленинградской области. При этом стоит отметить, что в некоторых школах/классах нет детей-мигрантов по свидетельству учителей.
О языковой адаптации учащихся из семей мигрантов.
79% опрошенных учащихся 7-8 классов из семей, приехавших из других стран в Ленинградскую область, считают, что русским языком владеют свободно (аналогичный показатель в Санкт-Петербурге составляет 70%).
21% учащихся из семей-мигрантов прибегают к внешней помощи при изучении русского языка как неродного. Чаще всего эту помощь оказывает учитель в школе. Если говорить о национальных особенностях, то 62% учащихся родом из Таджикистана в ходе опроса отметили, что прибегают к помощи со стороны при изучении русского языка. Каждый третий ребенок, приехавший с Украины, прибегает к внешней помощи при изучении русского языка. Стоит обратить внимание на школьников с Северного Кавказа, хотя это и регион Российской Федерации, но в помощи при изучении русского языка нуждается каждый пятый ребенок из этой категории.
Выводы по опросу школьников подтверждаются экспертным интервью. 58% опрошенных эксперта в области образования отметили, что сталкивались с языковым барьером при работе с детьми-мигрантами. Об этом прямо говорили учителя Ломоносовского и Выборгского районов Ленинградской области. Претензии педагогов обращены к плохому письменному русскому языку с наличием множества грамматических ошибок. Присутствует мнение, что ребенок из семьи мигрантов в домашних условиях разговаривает на своем родном языке, ребенку в школе трудно перестроиться на русскую речь и у него вообще пропадает стремление учиться. Эксперты отмечали несовпадение программ обучения, по которым обучались дети до поступления в школы Ленинградской области. По этой причине наблюдаются отставания учащихся от предлагаемой школьной программы. У некоторых детей из семей мигрантов отсутствуют знания начальной школы.
При общении с родителями-мигрантами со стороны учителей было выделено две проблемные точки. Во-первых, это незнание русского языка родителями-мигрантами. Педагогу сложно визуально определить, понимают ли родители его требования или нет. Разница менталитетов, что также усложняет взаимопонимание. «Родители часто ставят «во главу угла» сохранение ценностей, традиций и языка своей страны. Русские традиции, язык учитывают и принимают недостаточно!» - такую точку зрения выразил один из педагогов-участников опроса.
О формировании «конфликтной среды».
Большинство опрошенных экспертов в области образования Ленинградской области отметили, что не сталкивались с детскими или подростковыми межнациональными конфликтами в школе. Подобные конфликты в классе сводятся к «обзыванию» детей из семей мигрантов. При этом учителя сразу добавляли, что решаются такие инциденты путем личных бесед с учениками. Также были единичные высказывания, что дети из семей мигрантов категорически не принимают культуру страны прибытия, что тоже является причиной конфликтов. Можно сказать, что возникающие проблемы решаются в рабочем порядке силами учреждений системы образования.
Отвечая же на вопрос, на чьей ответственности лежат основные функции по адаптации детей-мигрантов в социокультурное пространство, эксперты называли одновременно три института: семья и родители, школа и государство.
В целом результаты проекта показывают, что по сравнению со школами Санкт-Петербурга, в которых аналогичное исследование проводилось осенью 2015 года, ситуация в Ленинградской области более гармоничная: количество детей-мигрантов меньше, а отношения между подростками проще и добрее.
Результаты исследования оформлены в методическую брошюру: «Основные проблемы и программа адаптации и интеграции детей из семей мигрантов и их родителей в языковое и социокультурное поле Ленинградской области». В частности в пособии говорится о том, что возникает новый тип школ – школы с полиэтничным контингентом, где учатся дети, приехавшие в Ленинградскую область из Ближнего Зарубежья в разном возрасте с нулевым уровнем владения русским языком и поступающие не только в первый класс, но и в старшие классы. Это новые реалии современной школы. В то же время школа с полиэтническим контингентом по-прежнему является российской национальной школой.
Участник аналитической группы проекта Пушкина Мария Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета политологии СПбГУ.
Решение трудовых споров
+7 (812) 679-53-27
Миграционные вопросы
+7 (812) 679-53-27
Помощь в сложных жизненных ситуациях
8 (812) 679-53-27
Взаимодействуем:

Кадастровая палата

Федеральная налоговая служба

Служба судебных приставов

прав потребителей

Россотрудничество

Федеральное агентство по делам национальностей

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Карта сайта
Фонд поддержки добровольного переселения соотечественников «ОРИЕНТИР»
Адрес: 190068, Санкт-Петербург,пр. Римского-Корсакова, д 39
Электронный адрес: info@fondorientir.ru
Cайт: http://www.fondorentir.ru
Телефоны:
Вся Россия: +7 (812) 679-53-27
Санкт-Петербург: 8 (812) 679-53-27
©2011 - 2025 ФОНД «ОРИЕНТИР»