Исследование проблем языковой и социокультурной адаптации детей-мигрантов в Ленинградской области

30-03-2016 21:00:00

С начала февраля по конец марта 2016 года на территории восьми районов Ленинградской области на средства федеральных субсидий Фондом социальной и экономической стабилизации (Фонд СиЭС) ЛО совместно с РОО Марийская НКА "ШИЙ КОРНО" и Фондом поддержки добровольного переселения соотечественников «ОРИЕНТИР» при поддержке Комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области был реализован   Проект «Исследование проблем языковой и социокультурной адаптации детей-мигрантов в Ленинградской области».

 

Проект представлял собой масштабное социологическое исследование, состоящее из двух частей. Благодаря содействию и поддержке Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области было проведено анкетирование, в котором приняли участие 2221 учащийся общеобразовательных школ 7-8 классов из восьми районов Ленинградской области: Выборгского, Тосненского, Тихвинского, Гатчинского, Ломоносовского, Кировского, Кингисеппского и Всеволожского. Целью данного опроса стало выявление проблем адаптации и интеграции детей-мигрантов в языковое и социокультурное поле Ленинградской области. Анкетирование было анонимным и включало в себя 14 вопросов по социальной и культурной тематике. Кроме этого, в опросе приняли участие более тридцати экспертов: представители школ, муниципальных образований и органов управления миграционной политикой Ленинградской области. С помощью опроса данной группы респондентов выявлялись трудности работы с детьми-мигрантами и возможные пути их преодоления.

 

Результаты исследования показывают, что социальный профиль учащихся из семей жителей Ленинградской области и учащихся из семей мигрантов, обучающихся в школах Ленинградской области, приблизительно одинаковый. Дети проводят свободное время с друзьями, ходят в кружки и на секции, большинство учащихся из разных групп респондентов планируют поступать в высшие учебные заведения. То есть национальные различия не являются причиной ограничения у детей социальных контактов.

 

При этом стоит отметить, что миграционная нагрузка на общеобразовательные школы в разных районах Ленинградской области отличается. В ходе проведенного опроса на вышеперечисленных территориях больше всего учащихся-мигрантов из других стран оказалось в Тосненском, Всеволожском и Гатчинском районах Ленинградской области. При этом стоит отметить, что в некоторых школах/классах нет детей-мигрантов по свидетельству учителей.

 

О  языковой адаптации учащихся из семей мигрантов.

 

79% опрошенных учащихся 7-8 классов из семей, приехавших из других стран в Ленинградскую область, считают, что русским языком владеют свободно (аналогичный показатель в Санкт-Петербурге составляет 70%).

 

21% учащихся из семей-мигрантов прибегают к внешней помощи при изучении русского языка как неродного. Чаще всего эту помощь оказывает учитель в школе. Если говорить о национальных особенностях, то 62% учащихся родом из Таджикистана в ходе опроса отметили, что прибегают к помощи со стороны при изучении русского языка. Каждый третий ребенок, приехавший с Украины, прибегает к внешней помощи при изучении русского языка. Стоит обратить внимание на школьников с Северного Кавказа, хотя это и регион Российской Федерации, но в помощи при изучении русского языка нуждается каждый пятый ребенок из этой категории.

 

Выводы по опросу школьников подтверждаются экспертным интервью. 58% опрошенных эксперта в области образования отметили, что сталкивались с языковым барьером при работе с детьми-мигрантами. Об этом прямо говорили учителя Ломоносовского и Выборгского районов Ленинградской области. Претензии педагогов обращены к плохому письменному русскому языку с наличием множества грамматических ошибок. Присутствует мнение, что ребенок из семьи мигрантов в домашних условиях разговаривает на своем родном языке, ребенку в школе трудно перестроиться на русскую речь и у него вообще пропадает стремление учиться. Эксперты отмечали несовпадение программ обучения, по которым обучались дети до поступления в школы Ленинградской области. По этой причине наблюдаются отставания учащихся от предлагаемой школьной программы. У некоторых детей из семей мигрантов отсутствуют знания начальной школы.

 

При общении с родителями-мигрантами со стороны учителей было выделено две проблемные точки. Во-первых, это незнание русского языка родителями-мигрантами.  Педагогу сложно визуально определить, понимают ли родители его требования или нет.  Разница менталитетов, что также усложняет взаимопонимание. «Родители часто ставят «во главу угла» сохранение ценностей, традиций и языка своей страны. Русские традиции, язык учитывают и принимают недостаточно!» - такую точку зрения выразил один из педагогов-участников опроса.

 

О формировании «конфликтной среды».

 

Большинство опрошенных экспертов в области образования Ленинградской области отметили, что не сталкивались с детскими или подростковыми межнациональными конфликтами в школе. Подобные конфликты в классе сводятся к «обзыванию» детей из семей мигрантов. При этом учителя сразу добавляли, что решаются такие инциденты путем личных бесед с учениками. Также были единичные высказывания, что дети из семей мигрантов категорически не принимают культуру страны прибытия, что тоже является причиной конфликтов. Можно сказать, что возникающие проблемы решаются в рабочем порядке силами учреждений системы образования.

 

 Отвечая же на вопрос, на чьей ответственности лежат основные функции по адаптации детей-мигрантов в социокультурное пространство, эксперты называли одновременно три института: семья и родители, школа и государство.

 

В целом результаты проекта показывают, что по сравнению со школами Санкт-Петербурга, в которых аналогичное исследование проводилось осенью 2015 года, ситуация в Ленинградской области более гармоничная: количество детей-мигрантов меньше, а отношения между подростками проще и добрее.

 

 Результаты исследования оформлены в методическую брошюру: «Основные проблемы и программа адаптации и интеграции детей из семей мигрантов и их родителей в языковое и социокультурное поле Ленинградской области». В частности в пособии говорится о том, что возникает новый тип школ – школы с полиэтничным контингентом, где учатся дети, приехавшие в Ленинградскую область из Ближнего Зарубежья в разном возрасте с нулевым уровнем владения русским языком и поступающие не только в первый класс, но и в старшие классы. Это новые реалии современной школы. В то же время школа с полиэтническим контингентом по-прежнему является российской национальной школой.

 

 Участник аналитической группы проекта Пушкина Мария Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета политологии СПбГУ.

Отчет

Презентация